роль учителя в формировании личности ученика


Роль учителя в формировании личности ученика. Личный опыт!

Добрый день. Данная статья будет совсем не энциклопедической. Мы расскажем вам о своей школьной жизни и поднимем вопрос, какова роль учителя в формировании личности ученика. Мы рассмотрим хорошие и плохие стороны того, как учителя влияют на учеников.

Очень часто бывает, что некоторые учителя становятся для нас очень близкими, и мы начинаем считать их своими вторыми родителями. С кем-то складываются не самые хорошие отношения. В одной из своих статей мы рассказали об основных проблемах в школе, однако сейчас мы в большей степени поделимся личным опытом.

В моей школе у меня не было любимых учителей. Они не очень хорошо ко мне относились, потому что я был очень разговорчивым и не всегда их слушал. Однако когда они мне говорили, чтобы я замолчал, я молчал. Наверное, очень часто в школе были такие ситуации, когда учителя видят, как над одним мальчиком или девочкой издевается весь класс.

У нас была одна девочка, которую очень часто унижали, и был один случай, когда мы сидели на алгебре, один парень из класса кинул в эту девочку жвачку. Конечно же, она застряла в волосах – все дети смеялись, но самое ужасное было то, что учитель не попытался успокоить этого ребёнка.

Преподаватель просто смотрел, как она плачет, а потом просто попросила, чтобы все успокоились. Эта девочка ушла домой, и я её неделю не видел. Страшно представить, как ей было тяжело и ужасно, что учитель даже не заступился за неё.


Моя мама учитель английского языка, и она относиться ко всем детям одинаково. Если ей попадается какой-нибудь очень шумный класс, она позволяет себе повысить на них голос, но никогда не “перегибает палку”. То есть, она всех успокаивала и общалась с ними как обычно. Все дети, которые у неё учились, её любили. В один момент самый шумный класс, подошёл к ней и сказал, что она самый адекватный учитель. Если она видела, как кто-то обижает всем классом одного человека, она, несомненно, вступалась за него и помогала.

Очень часто в школьном возрасте происходят проблемы со сверстниками, и такие учителя очень хорошо помогают в решение данных проблем. Некоторые учителя объясняют, что издеваться над человеком неправильно, и учат нас всегда держаться друг за друга, чтобы мы все были дружными.

У моего учителя по физики был класс самых шумных и безбашенных ребят. На её класс всегда жаловались, но она всегда их собирала и объясняла им, что именно они делали неправильно, и как нужно поступать. Она устраивала им чаепития, и эти ребята очень полюбили её, а их характеры значительно изменились. Ближе к 11 классу они стали намного лучше относиться ко всем учителям, потому что она их так научила, и сама относилась ко всем хорошо.


В сознательном возрасте, на периферии школьной и студенческой жизни задача преподавателя – задать вектор дальнейшего развития своим ученикам, определить то, чем они вообще хотят заниматься. По крайней мере, в моей школе было сразу несколько таких учителей: по обществознанию и по литературе.

В 10 и 11 классе они работали не столько над нашими знаниями предмета, сколько над пониманием жизни и её грамотным анализом. На мой взгляд, они копали вглубь наших размышлений, заставляли взглянуть на, казалось бы, простые вещи более широко.

Многие после этого вполне осознанно сделали выбор о том, куда поступать и чем вообще заниматься в жизни. Особенно учитывая, что учился я в социально-гуманитарном классе, а продолжил образование по технической специальности. Точно так же, как и мой школьный друг: поступил в технический ВУЗ, где сейчас успешно учится.

В целом я бы выделил следующие аргументы:

  • Общеобразовательная роль. Разумеется, преподавание своего предмета является прямой обязанностью педагога.
  • Воспитательная. Основная задача – это знать о том, как живут ученики, и работать над этим.
  • Психологическая. Преподаватель способен первым поддержать подростка в случае конфликтных ситуаций, разрешить проблемы, не вынося их за пределы школы.

Таким образом, роль учителя в формировании личности ученика зачастую несоизмерима. Сам же процесс педагогики сложен психологически: необходимо найти подход к каждому ученику, сделать так, чтобы он стал достойным членом общества. Очень часто учитель видит больше, чем родители, и от того, какова будет его реакция, зависит будущее ребёнка.