методы формирования сознания личности

Основные методы формирования сознания личности

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога. В данной статье мы поговорим с вами о том, в чем заключаются методы формирования сознания личности. Объяснить заданную тему я постараюсь как можно более понятным языком!

Педагогика содержит в себе сразу несколько методов, которые в своей совокупности дополняют друг друга. Каждый имеет определенное значение в процессе воспитания. Катализатором для достижения поставленных целей с помощью данных методов является активное взаимодействие воспитанника и педагога.


Этический рассказ

Легким для восприятия учеником нравственных норм является метод рассказа на этическую тему. Его особенность заключается в том, что учитель не навязывает своего мнения, просит поразмышлять над поступками героев самостоятельно. В процессе дискуссии у каждого формируется сознание личности и умение отстоять свою точку зрения.

Содержание такого рассказа должно быть понятно каждому. Именно поэтому, никто из педагогов не даст детям седьмого класса читать произведение Достоевского “Преступление и наказание”. То есть, чем младше воспитанник, тем рассказ должен быть проще для восприятия.


Метод авторитета

Включает в себя совокупность методов, которые, в первую очередь, требуют высокой квалификации преподавателя.

  • Внушение является одним из эффективных методов в случае, когда для воспитанника мнение воспитателя является авторитетным.
  • Разъяснение. Применяется в тех случаях, когда ученик сам не может разобраться в ситуации в силу своей неопытности. Учитель должен сформулировать ему проблему, дать оценку положительным и отрицательным сторонам.
  • Увещевание нацелено на то, чтобы пробудить в человеке чувства, формирующие его желания следовать установленным нормам. Он включает в себя элементы внушения и разъяснения, поэтому не стоит действовать в данном методе слишком прямолинейно, поскольку это будет больше похоже на нотацию. Ваша задача – лишь навести воспитанника на нужный вектор восприятия.

Пример

Наверняка, у каждого из нас был в детстве пример, которому мы бы хотели следовать и быть на него похожими. В более сознательном возрасте мы проводим анализ, рассуждаем над тем, почему этот образ действительно нам импонирует.

Однако дети далеко не всегда способны дать верную оценку. Поэтому вокруг них необходимо создать как можно больше положительных примеров, чтобы воспитанники подрожали положительным чертам своих героев.


Этическая беседа

Цель данного метода – формирование и дальнейшее закрепления положительно определенных взглядов посредством обсуждения, анализа поступков и убеждений воспитанников. Этическая беседа может возникнуть спонтанно в случае, когда она остро необходима, либо быть заранее подготовлена.

Задача воспитателя – дать пищу для размышлений, чтобы ученики сами пришли к правильным выводам при оценке сказанных им слов, и создать вокруг доверительную атмосферу, в которой каждый будет по-настоящему открыт.


Диспут

Это форма активного обсуждения заранее заданных тем, представляющая собой последовательное, аргументированное высказывание различных точек зрения. Здесь задача педагога заключается в организации порядка проведения диспута, направлении мыслей учащихся в верное русло при помощи логических умозаключений.


Таким образом, мы выделили следующие методы формирования сознания личности:

  • Этический рассказ.
  • Методы авторитета.
  • Пример.
  • Этическая беседа.
  • Диспут.

Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях! Всего доброго!