теория психосоциального развития личности

Теория психосоциального развития личности Эриксона: коротко и ясно!

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога! В данной статье мы расскажем вам о том, в чем заключается теория психосоциального развития личности Эриксона.

Основным определением в данной теории является эго-идентичность – такое чувство, которое дает нам понимание нашего Я. Этот образ формируется в среде взаимоотношений с другими людьми. В детстве – с теми, кто нас воспитывает и заботится; во взрослении – со сверстниками и окружающими вне дома.

Теория Эриксона выделяется среди классического психоанализа меньшей субъективностью, хотя по-прежнему считается описательной. Основные стадии описывают то, что могут сделать родители для здорового формирования личности ребенка и что мы сами можем сделать в будущем.


Стадии развития по Эриксону

  • Доверие/недоверие (до 1 года)

Это тот этап, где родившийся ребенок оценивает мир благодаря своим родителям. Чем больше внимания они ему оказывают, тем сильнее ребенок чувствует комфорт для доверительных отношений с окружающим миром. Реализация всех первостепенных потребностей малыша, внимание и забота создают впечатление безопасности. В противном случае, у ребенка могут начаться отклонения.

  • Автономия/сомнение (1-3 года)

Развиваясь и обучаясь, ребенок начинает предпринимать самостоятельные попытки к познанию нашего мира. Он учится ходить, самостоятельно одеваться, ходить в туалет. В зависимости от реакции окружающих он будет испытывать либо чувство стыда, либо уверенность в себе. Неодобрение родителями его поступков приведет лишь к неудачам.

  • Инициатива/чувство вины (3-6 лет)

Базовое познание собственного организма ведет к тому, что ребенок начинает проявлять исследовательскую активность и воздействовать на окружающий мир. Эффективность данного процесса зависит от реакции окружающих: одобрение и обучение родителями ребенка приводит к конструктивности сознания; критика и наказания – к чувству вины.

  • Трудолюбие/чувство неполноценности (6-12 лет)

На данном этапе ребенок переходит к сравнительному анализу своего Я с другими людьми. Чаще всего со сверстниками в школе. Положительная оценка приводит к росту компетентности ребенка в сферах его познания; отрицательная – к чувству неполноценности. Важно понимать, что в возрасте от 6 до 12 лет дети учатся оценивать сами себя.

  • Идентичность/смешение ролей (12-18 и старше)

Теория психосоциального развития личности гласит, что к моменту юности ребенок должен сформировать в себе целостный стержень. В подростковом возрасте важно разобраться в социальных ролях и собрать их воедино. В противном случае это приведет к, так называемой Эриксоном, диффузии идентичности.

  • Близость/изоляция (до 40 лет)

Положительный или отрицательный результат данного этапа зависит от предыдущих. В ранней взрослости человек должен научиться отдавать часть себя, своей души другому человеку, не испытывая сильного страха сломаться и потерять себя.

  • Генеративность/стагнация (40-65 лет)

Период взрослости сопровождается помощью другим людям. При удачном разрешении предыдущих конфликтов человек может бесконфликтно решать социальные проблемы. Однако неудачи на предыдущих стадиях приведут к чрезмерной озабоченности собой и своими проблемами, стремлению к собственному покою.

  • Целостность/отчаяние (от 65 лет)

Это завершающий этап жизни, где каждый подводит свои итоги прожитого. Положительная оценка приводит к обретению чувства целостности Эго. Отрицательная же является источником осознания бесполезности прожитой жизни.


Теория пихосоциального развития личности Эриксона заключается в том, что каждая последующая стадия является результатом предыдущих. Например, если ребенок получил должное внимание и заботу в детстве, родители привили ему уверенность в себе, он сможет найти себя, сформировать свое мировоззрение и в ранней взрослости определиться с тем, чего хочет от жизни.

Поэтому данная тема важна для каждого человека, и надеюсь я сумел вам её объяснить. Развивайтесь и будьте уверенными! Всего доброго!